Неуловимый Джо, или кому мы нужны в интернете?

Эка Цховребова Менеджер по рекламе

Некоторое время назад Google внес правки в правила использования сервиса. Отныне любое ваше действие, любой комментарий или «плюсадин» могут сделать вас звездой — если у вас «продающая» внешность, готовьтесь случайно наткнуться на него... в Сети.

Не секрет, что реклама от первого лица зачастую очень хорошо продает. К счастью (или, может, к сожалению), мы еще не разучились верить на слово — поэтому человеческий фактор играет такую большую роль в рекламе. Гениальные рекламщики используют этот трюк с древнейших времен и по сей день. Но — сенсация! Старый-добрый метод только что был модифицирован и затраты рекламодателей сведены к нулю за счет вас, дорогие пользователи.

Ваше фото из профиля, имя и комментарии могут быть использованы в рекламных целях. Реклама нового поколения — честная, действительно личная и ничего не стоящая. Конечно же, опцию можно отключить — ничего пока не делается без нашего ведома. Но невольно задаешься вопросом — когда в публичный доступ начнут попадать отрывки наших писем, пункты из календаря или планировщика задач, личные фотографии?

Неприятный сюрприз — даже в настройках милого безобидного твиттера по умолчанию включена функция поиска по email. Когда я заводила аккаунт (и сливала столько личного, сколько не вынес бы ни один психолог ни за какие деньги), вариант, что меня там сможет найти кто-то из знакомых, мог присниться лишь в страшном сне.

Насколько глубоко все же интернет-корпорации проникли в нашу жизнь? Я никогда не была параноиком с манией преследования, но иногда задумываться об этом все же стоит.

Хотя тут же вспоминается анекдот про Неуловимого Джо. Ну, знаете, старый такой. Сидят два ковбоя в салуне, один местный, а второй проезжий. Тут мимо проносится вихрь — грохот, пальба, крики. Шокированный гость спрашивает: «Джим, что это было?!»

-О, это, друг мой, Неуловимый Джо.

-Но почему его прозвали Неуловимым Джо?

-Потому что его никто не может поймать, друг мой.

-Но почему его не могут поймать, Джим?

-Да потому что не нужен он никому!

Отрезвляет, неправда ли? Меня отрезвляло долгие годы, пока в голову не пришла одна мысль. А что, если таких Неуловимых Джо тысяча? А что, если миллион? Возможно, я слишком глубоко погрузилась в изучение теории заговора и влияния мирового правительства. Но трудно не допускать такую возможность в век, когда у людей не осталось ничего личного.

Все социальные сети и хранилища личной информации давно считаются бесплатной и очень удобной машиной для сбора досье на всех и каждого. Это даже перестало скрываться, разве что нет официального пресс-релиза. Кому, в конце концов, могло настолько понадобиться знание о местонахождении каждого отдельного «неуловимого Джо», что был создан и разработан на первый взгляд абсолютно бессмысленный ресурс Foursquare. И очень грамотно раскручен — скажи вам еще несколько лет назад, что первым делом, придя в любую забегаловку, вы будете тянуться за смартфоном, а не за меню, вы бы рассмеялись доморощенной Ванге в лицо.

Мы всегда безоговорочно соглашаемся со всеми правилами. Покажите мне человека, который читает лицензионные соглашения, и пусть он забросает нас камнями. Помните, как в «Южном парке» (не знаю, насколько уместно в приличный пост для приличного общества его вплетать) мальчик кликает «Я согласен», не читая, и за ним приходят люди в черном из Apple?

Это, конечно, смешно. Но, скажу по секрету, когда я смотрела эту серию год назад, она была смешнее и неправдоподобнее, чем сейчас. У меня Google-почта, которую я проверяю в браузере от Google, мой смартфон на Google Android, все контакты, пароли и данные синхронизированы с почтой, весь мой день расписан в Google-календаре, половина рабочего дня — в поисковике Google (а он еще и запоминает, что я ищу, и потом выдает похожие результаты, ох!). Впечатляюще? Тогда я решила немного разбавить присутствие Google в моей жизни. Начала с самого простого и важного — с почты. Но, когда я попыталась найти хотя бы один почтовый сервис, в котором был бы набор услуг и графическая эстетичность подобная той, какая есть в Gmail, меня ждал провал. Google стал казаться мне идеальным, несмотря на то, что меня начала пугать его влиятельность.

Но я не теряла надежды, и, в очередной раз листая список приложений (да-да, в Google Market) в попытках найти замену хотя бы календарю, наткнулась на Google Keep. Я установила его и пропала. Поражение было полным — Google из моей жизни не выселить, простите меня, отец, ибо я согрешила.

Что же можно сделать? Не знаю, как вы, а я стала меньше рассказывать о себе. Публиковать минимум личной информации. Вы не поверите, я стала читать лицензионные соглашения! Попробуйте — вас ждет много интересного. К примеру, многие фоторесурсы немедленно присваивают себе права на ваши фотографии. Любое приложение в смартфоне требует доступа к личным данным и к телефонной книге. А сторонние приложения в Facebook хотят знать про вас самое сокровенное и даже постить от вашего имени.

Мы привыкли не задумываясь ставить подписи и кликать «разрешаю», «разрешаю», «разрешаю», лишь бы поскорее добраться до продукта. А потом однажды какой-нибудь гений (вроде того, что придумал рекламу нового поколения для Google) использует нашу слабость. Вряд ли, конечно, за нами придут мужчины в черном, но лично я собираюсь взять на себя ответственность за свою минимальную сетевую безопасность и ограничить власть Великого Интернетного Монстра на отдельно взятом компьютере.

Нет, я не хочу перерезать провод, я все еще считаю, что в умелых руках нет ничего полезнее Сети. Но я собираюсь тратить время и подробно вникать в то, что мне предлагают. Изучать настройки. Знать, чего ожидать. Присоединяйтесь, неуловимые Джо! Лучше мы станем миллионом параноиков, которые управляют своей жизнью, чем неуловимым миллионом, которым управляет Сеть.

Начните прямо сейчас

Регистрируясь, вы подтверждаете своё согласие с офертой