Неуловимый Джо, или Кому мы нужны в интернете?

Эка Цховребова Менеджер по рекламе

Некоторое время назад Google внес правки в правила использования сервиса. Отныне любое ваше действие, любой комментарий или «плюсадин» могут сделать вас звездой — если у вас «продающая» внешность, готовьтесь случайно наткнуться на него... в Сети.

Не секрет, что реклама от первого лица зачастую очень хорошо продает. К счастью (или, может, к сожалению), мы еще не разучились верить на слово — поэтому человеческий фактор играет такую большую роль в рекламе. Гениальные рекламщики используют этот трюк с древнейших времен и по сей день. Но — сенсация! Старый-добрый метод только что был модифицирован и затраты рекламодателей сведены к нулю за счет вас, дорогие пользователи.

Ваше фото из профиля, имя и комментарии могут быть использованы в рекламных целях. Реклама нового поколения — честная, действительно личная и ничего не стоящая. Конечно же, опцию можно отключить — ничего пока не делается без нашего ведома. Но невольно задаешься вопросом — когда в публичный доступ начнут попадать отрывки наших писем, пункты из календаря или планировщика задач, личные фотографии?

Неприятный сюрприз — даже в настройках милого безобидного твиттера по умолчанию включена функция поиска по email. Когда я заводила аккаунт (и сливала столько личного, сколько не вынес бы ни один психолог ни за какие деньги), вариант, что меня там сможет найти кто-то из знакомых, мог присниться лишь в страшном сне.

Насколько глубоко все же интернет-корпорации проникли в нашу жизнь? Я никогда не была параноиком с манией преследования, но иногда задумываться об этом все же стоит.

Хотя тут же вспоминается анекдот про Неуловимого Джо. Ну, знаете, старый такой. Сидят два ковбоя в салуне, один местный, а второй проезжий. Тут мимо проносится вихрь — грохот, пальба, крики. Шокированный гость спрашивает: «Джим, что это было?!»

-О, это, друг мой, Неуловимый Джо.

-Но почему его прозвали Неуловимым Джо?

-Потому что его никто не может поймать, друг мой.

-Но почему его не могут поймать, Джим?

-Да потому что не нужен он никому!

Отрезвляет, неправда ли? Меня отрезвляло долгие годы, пока в голову не пришла одна мысль. А что, если таких Неуловимых Джо тысяча? А что, если миллион? Возможно, я слишком глубоко погрузилась в изучение теории заговора и влияния мирового правительства. Но трудно не допускать такую возможность в век, когда у людей не осталось ничего личного.

Все социальные сети и хранилища личной информации давно считаются бесплатной и очень удобной машиной для сбора досье на всех и каждого. Это даже перестало скрываться, разве что нет официального пресс-релиза. Кому, в конце концов, могло настолько понадобиться знание о местонахождении каждого отдельного «неуловимого Джо», что был создан и разработан на первый взгляд абсолютно бессмысленный ресурс Foursquare. И очень грамотно раскручен — скажи вам еще несколько лет назад, что первым делом, придя в любую забегаловку, вы будете тянуться за смартфоном, а не за меню, вы бы рассмеялись доморощенной Ванге в лицо.

Мы всегда безоговорочно соглашаемся со всеми правилами. Покажите мне человека, который читает лицензионные соглашения, и пусть он забросает нас камнями. Помните, как в «Южном парке» (не знаю, насколько уместно в приличный пост для приличного общества его вплетать) мальчик кликает «Я согласен», не читая, и за ним приходят люди в черном из Apple?

Это, конечно, смешно. Но, скажу по секрету, когда я смотрела эту серию год назад, она была смешнее и неправдоподобнее, чем сейчас. У меня Google-почта, которую я проверяю в браузере от Google, мой смартфон на Google Android, все контакты, пароли и данные синхронизированы с почтой, весь мой день расписан в Google-календаре, половина рабочего дня — в поисковике Google (а он еще и запоминает, что я ищу, и потом выдает похожие результаты, ох!). Впечатляюще? Тогда я решила немного разбавить присутствие Google в моей жизни. Начала с самого простого и важного — с почты. Но, когда я попыталась найти хотя бы один почтовый сервис, в котором был бы набор услуг и графическая эстетичность подобная той, какая есть в Gmail, меня ждал провал. Google стал казаться мне идеальным, несмотря на то, что меня начала пугать его влиятельность.

Но я не теряла надежды, и, в очередной раз листая список приложений (да-да, в Google Market) в попытках найти замену хотя бы календарю, наткнулась на Google Keep. Я установила его и пропала. Поражение было полным — Google из моей жизни не выселить, простите меня, отец, ибо я согрешила.

Что же можно сделать? Не знаю, как вы, а я стала меньше рассказывать о себе. Публиковать минимум личной информации. Вы не поверите, я стала читать лицензионные соглашения! Попробуйте — вас ждет много интересного. К примеру, многие фоторесурсы немедленно присваивают себе права на ваши фотографии. Любое приложение в смартфоне требует доступа к личным данным и к телефонной книге. А сторонние приложения в Facebook хотят знать про вас самое сокровенное и даже постить от вашего имени.

Мы привыкли не задумываясь ставить подписи и кликать «разрешаю», «разрешаю», «разрешаю», лишь бы поскорее добраться до продукта. А потом однажды какой-нибудь гений (вроде того, что придумал рекламу нового поколения для Google) использует нашу слабость. Вряд ли, конечно, за нами придут мужчины в черном, но лично я собираюсь взять на себя ответственность за свою минимальную сетевую безопасность и ограничить власть Великого Интернетного Монстра на отдельно взятом компьютере.

Нет, я не хочу перерезать провод, я все еще считаю, что в умелых руках нет ничего полезнее Сети. Но я собираюсь тратить время и подробно вникать в то, что мне предлагают. Изучать настройки. Знать, чего ожидать. Присоединяйтесь, неуловимые Джо! Лучше мы станем миллионом параноиков, которые управляют своей жизнью, чем неуловимым миллионом, которым управляет Сеть.

Поделитесь с друзьями

Начните прямо сейчас

Регистрируясь, вы подтверждаете своё согласие с офертой, а также даете согласие на обработку своих персональных данных