С миру по нитке

Идея краудфандинга (народного финансирования проектов через веб) прочно прижилась и с каждым годом становится всё популярнее. Конечно, этот процесс не сравнить с тем, как развивались в своё время соцсети, но о Kickstarter, IndieGoGo и даже отечественных порталах по краудфандингу слышали очень многие. К тому же деньги сегодня здесь крутятся уже немалые.

Смысл краудфандинга очень прост. Вы представляете на специальном ресурсе свой проект, а другие пользователи могут помочь осуществить его, пожертвовав определённую сумму. Пожертвования происходят в течение некоторого срока, и если деньги удалось собрать, вы забираете их себе. Сайт, со своей стороны, получает комиссию, на что и живёт. Если же кампания по сбору средств провалилась, пожертвования возвращаются вкладчикам. Однако на деле всё далеко не так гладко, и для того чтобы краудфандинговый проект не потерпел неудачу, нужно учесть множество важных моментов.

Выбираем платформу

Наиболее известным и успешным краудфандинговым ресурсом, бесспорно, является американский портал Kickstarter. За пять лет своей деятельности он стал площадкой для более чем 61 тысячи проектов, а общая сумма привлечённых здесь инвестиций превысила $1 млрд. Кроме того, именно на Kickstarter состоялись самые громкие краудфандинговые проекты: выпуск «умных» часов Pebble, создателям которых удалось привлечь $10 266 845 (при заявленных $100 000), игровой консоли Ouya ($8 596 474 против $950 000), фильма «Вероника Марс» ($5 702 153 и $2 млн). Разумеется, также следует вспомнить плеер Pono Music, разработанный при участии легендарного гитариста Нила Янга. Последний проект, кстати, всего за сутки получил $1,4 млн, в то время как его авторы просили лишь $800 тысяч. Приём средств закончился в апреле 2014 года. Итоговая сумма сборов составила $6 225 354.

Казалось бы, всё говорит именно в пользу Kickstarter, и даже проектов из России и СНГ здесь не так уж мало. Но следует ли сосредоточиться лишь на этом портале, проигнорировав остальные?

Например, важный технический момент: Kickstarter использует для сбора пожертвований систему Amazon Payments, которая позволяет принимать средства только резидентам США (хотя отсылать деньги через неё может любой). Поэтому, чтобы выставить на Kickstarter российский проект, придётся сначала обзавестись в Америке надёжными партнёрами — они смогут быть представителями авторов на краудфандинговом ресурсе. В свою очередь, главный конкурент KickStarter портал IndieGoGo работает с системой PayPal, которая хоть и более интернациональна, но всё-таки представлена не во всех странах, и это может существенно затруднить сбор средств.

Ещё один вопрос — комиссия, которую успешным проектам придётся заплатить. Как правило, она составляет около 5% (у IndieGoGo — 4%). Однако сюда следует добавить ещё пять процентов, взимаемых за сервис Amazon Payments и PayPal. С другой стороны, тот же портал IndieGoGo идёт навстречу клиентам и в случае удачного сбора средств компенсирует ставку платёжных систем.

Кроме того, при выборе платформы для краудфандинга необходимо учесть тематику ресурса и проанализировать, какие проекты на том или ином сайте наиболее популярны. Во-вторых, стоит также принять во внимание и аудиторию портала. Нет, например, смысла просить у международного сообщества денег на организацию концерта челябинской группы в Москве. Для этого лучше использовать российские площадки (см. список в конце статьи).

Презентация проекта и самого себя

Этот очень важный момент. Здесь надо постараться быть эффектным и одновременно простым. Потенциальный вкладчик должен видеть, кому он отдаёт свои деньги, и захотеть их отдать. Проект также следует демонстрировать максимально просто и наглядно. Вот хороший пример.

Года два назад где-то на иностранных сайтах я увидел новость о проекте MaKey MaKey. Двое студентов из США предлагали на Kickstarter простенькое с виду устройство, которое может превратить любой токопроводящий предмет в клавиатуру для ПК. «Ха! — сказал тогда я себе. — Очень интересно!» Но ещё интереснее было то, как авторы представляли своё изобретение: в небольшом промо-фильме они печатали на бананах, управляли компьютерной игрой, прыгая в тазики с водой, играли на виртуальном пианино, бегая по лестнице. Проект MaKey MaKey оказался удачным. Через месяц после публикации на Kickstarter у создателей чуда-устройства было $568 106. Почти в 28 раз больше, чем требовалось.

Цена вопроса

Не следует просить очень большую сумму (если вы не Нил Янг, скорее всего, вам её не собрать), однако не следует и мелочиться. Как показывает статистика Kickstarter, пользователи ресурса неохотно жертвуют на «дешёвые» проекты. Кроме того, установив маленькую сумму, вы рискуете потом столкнуться с непредвиденными расходами, которые просто нечем будет оплатить. Так произошло с проектом Flint and Tinder: Premium Men’s Underwear. Несмотря на то, что вместо заявленных $30 тысяч авторы Flint and Tinder собрали аж $291 493, они не смогли организовать производство и доставку. Только вложение миллиона из других источников спасло ситуацию.

Мотивируем спонсоров

Как правило, вкладчикам предлагается делать различные пожертвования, и нет, например, никакой причины ограничивать размер минимального взноса. В последнем случае спонсоры обычно не получают ничего, кроме «большого спасибо» от авторов проекта.

В то же время за определённую сумму вкладчикам должна быть предложена единица товара, а за вклад больше этой суммы ещё и различные бонусы. Вот как, в частности, обстояло дело с финансированием фильма «Вероника Марс» на Kickstarter. Внёсшим $1 (их оказалось 5938) создатели фильма выражали безграничную благодарность и обещали сообщать обо всех новостях, касающихся проекта. Тем, кто внёс $10 (8423), гарантировалась отправка pdf-версии сценария «Вероники». За $25 (11509) можно было рассчитывать уже не только на сценарий, но и на фирменную футболку, а также подборку свежей информации со съёмочной площадки. $35 (22997) добавляли к этому набору цифровую копию фильма, а $50 (23227 ) — DVD. Верхний порог взносов составлял $10 000 (пожертвовал один человек) и давал право на словесную роль.

Паблисити

Вернёмся к проекту MaKey MaKey. Как было отмечено, информация о нём проскочила на IT-ресурсах. Вкупе с необычностью самого устройства и увлекательным видео этого оказалось достаточно, чтобы к проекту возник интерес не только у меня.

Вообще, многие из тех, кто пробовал свои силы на Kickstarter, отмечают, что PR играет главную роль в успехе краудфандинговой кампании, причём зависит он главным образом от самих авторов проекта. Поэтому прежде чем выставлять свой проект на народное финансирование, следует озаботиться рассылкой информации о нём в профильные издания, онлайн и не только. Кроме того, крайне желательно поддерживать постоянный интерес к проекту на протяжении всего сбора средств — одна-две публикации в начале кампании за ворохом других могут остаться незамеченными. Так что готовьте информ-поводы и просто огромное количество пресс-релизов.

Российские аналоги Kickstarter

Planeta.ru. Появился в июне 2012 года. Позволяет собирать средства на творческие и технологические проекты, проекты, связанные со спортом, на организацию малого бизнеса, социальные и благотворительные инициативы. На начало текущего года через Planeta.ru было профинансировано проектов более чем на 50 млн рублей.

Boomstarter. Также появился в 2012 году. Здесь можно создавать проекты в категориях: дизайн, еда, игры, издания, искусство, мода, музыка, театр, технологии, фильмы и видео, фотография, хореография. Следует отметить, что сайт не позволяет заниматься благотворительностью или оказывать целевую помощь. За время существования ресурса на различные проекты было привлечено более 55 млн рублей.

«С-миру-по-нитке» (smipon.ru). Запущен в 2010 году командой из Бердска (Новосибирская область). Менее «раскрученный» ресурс, чем два предыдущих, хотя раньше пользовался сравнительно большой популярностью в Рунете. Тематика проектов: творчество, СМИ и IT, спорт и туризм, экология, техника и технологии, история, государство, общество, образование, совместные покупки, дизайн, сообщества. Недавно на smipon.ru был открыт раздел «Песочница», где пользователи могут ознакомиться с проектами, находящимися на стадии подготовки.

Начните прямо сейчас

Регистрируясь, вы подтверждаете своё согласие с офертой

Популярные статьи

Тизерная реклама — что такое тизер?

Людей, интересующихся партнерскими программами и решивших узнать, что такое тизерная сеть, волнуют одинаковые вопросы: прибыльно ли это, стоит ли попробовать, как избежать обмана. Ответим на них в этой статье.

1000 посетителей на сайт

Законы оптимизации контента.

Кликандер

Кликандер (clickunder) реклама — Directadvert.